Мара, Марена
Марена – зима, смерть, хозяйка Нави. Ее стихии – вода и земля, в разрушающих ипостасях. Это навья вода, лед, снег, иней. Земля – скованная холодами, твердая, словно камень, сам камень, скалы, горы, песок. Соль – и, конечно, соединение соли и воды, то есть море.
Говоря о Маре, первоначально следует уяснить, что отношение к смерти в наше время и в языческие времена – существенно отличается. Смерть для язычника не предполагала посмертных страданий и кар, никаких котлов с кипящей смолой, никаких изощренных пыток для грешников. Каждый знал, что свои поступки при жизни - частично он сам оплатил, а что без расплаты осталось, то к младшим потомкам пошло. И хорошее, и плохое. Но за гранью смерти его ждал или Ирий, посмертный мир для самых обычных людей, или Сварга, мир, куда уходили воины – не просто те, кто владел при жизни оружием, а избравшие путь воина как стезю, как образ жизни и систему ценностей. Своего рода разделение по интересам. Но ни тех, ни других не ожидали посмертные муки. Тело в яви стареет, «изнашивается», любой путь имеет свое начало/рождение и свой конец/смерть. Вот и путь любого человека в яви никак не мог длиться вечно, а смерть была закономерным окончанием земной явьей жизни, она была кратким мгновением перехода – из яви в навь. Особая милость Мары – смерть легкая, почти незаметная, например – во сне, такую еще называли «поцелуем Марены».
В коле года владением Мары считалась вся темная половина, от заката года, осеннего равноденствия (Радогоща) – до весеннего равноденствия, рассвета года (иначе Великдня). Ее встречают, почитают, приносят требы в особые дни. Ее приход знаменует начало «женского» времени, когда мир вокруг враждебен, а жизнь сосредоточена внутри стен дома. Время женской работы – прядения, ткачества, исправления судеб – Макошиных дел. А дела, связанные с Мареной – колдовские, ведовские, для тех, кто работает с навью – на лечение, избавление от болезней, или же на наказание, приближение смерти обидчика, насылание всяких бед.
Мара является людям в нескольких ипостасях. Мара-зима – это снег, холода, бесплодная земля, «земля берущая жизни». Сила, которая проверяет на прочность все, к чему прикасается. Которая отделяет живое, жизнеспособное, сильное – от больного, ветхого, гнилого, отжившего, истрепавшегося, чему уже пришел срок покинуть явь. Естественный отбор, пресловутый, это тоже ее территория.
Мара-сон – каждые сутки, засыпая, мы вступаем в территорию снов, и это тоже царство Марены, возможность путешествовать вне мира яви – но при этом не разрывая окончательно уз духа, души и тела. Время отдыха и покоя. Передышка между временем, когда мы активно взаимодействуем с миром материи, явью.
Мара-ведунья – у нас разговор отдельный. Она та, что ведает прошлое и будущее, причем будущее не столько как строгую данность, сколько все то море возможностей, которые только могут случиться, но не обязательно произойдут. Как и другие богини – она может быть и целительницей, но к ней обращаются при серьезных болезнях. Работа с Мареной – это работа на грани, между явью и навью. И она же решает, наделять таким правом мага/целителя, или же нет. Ибо кроме собственно силы – он должен обладать вполне определенными качествами. Например, уметь понять, разобраться, увидеть, где действительно требуется вмешаться, а где надо в сторону отойти, ибо причин, по которым человека настигают болезни, великое множество, как и целей, для чего это случилось именно с ним. Урок, наказание, саморазрушительные решения или действия – да много чего еще.
Марена-жница, с серпом в руках, которым она и режет нить жизни. Собственно смерть, избавляющая дух и душу человека – от тела, которое стало больным (или увечным), неспособным далее существовать. Она же – и хозяйка Нави. Да только не Марена отмеряет срок жизни, следует она за узелками, что Макошь завязала, отмеряя судьбу.
Темная Мара - это чистая разрушающая сила, но не следует применять к ней эпитеты наподобие «злая, плохая, страшная». Да, нам, как людям, сложно не прилагать оценок по шкале хорошо/плохо, а вот у сил – у любых сил, и богов в том числе – другая шкала оценок, она не ограничена сиюминутным удобно/дискомфортно, приятно/неприятно. Помните «не было бы счастья, так несчастье помогло»? Пословица эта – об особенностях нашего, человеческого восприятия, в пределах известных нам обстоятельств, подоплеки и возможных последствий. Что же касается Мары, то под ее «горячую руку», под удар разрушающий силы попадают все те, кто не внемлет простым житейским правилам: не перебегать дорогу на красный свет, не заплывать за буйки, не совать пальцы в розетку, не бродить темными переулками в поисках приключений, не затевать выяснения отношений с психически нездоровыми людьми, у которых в руках нож или камень. Не напиваться до беспамятства в лютый мороз и не засыпать в сугробе. Не зная правил работы с тяжелыми поражениями – не бросаться лечить всех подряд, на себя принимая чужую проблему. Не кутить на кладбищах, не беспокоить мертвых, не брать сброшенного на перекрестках. В сущности, всех тех правил, которые людям внушают родители с самых младых ногтей.
А Марена сама по себе – не добра и не зла. Нет среди ее увлечений привычки просто вредить, от нечего делать, со скуки, или какого-то удовольствия. Человек, нарушая запреты, заявляет о том, что ему ни по чем, не страшно, вот он, готов к любым возможным последствиям. Не всегда такие поступки влекут за собой наказание Мары, но если она уже обратила внимание, то взыщет по строгости.
Считается, что у Марены два лика, юный-девичий – и старушечий. Неизменный ее атрибут второго – серп, отсекающий жизни. А у девы-Мары – свежий, но уже срезанный цветок. Ее одежды белого цвета, цвета снега (погребальный саван как раз и относит нас к снегу, которым зимой укрыта земля, именно белый цвет – траурный, а не черный). Пояса, обережная атрибутика вышивки, символы – все это относится к яви, потому одежды Марены ничем таким не украшены. Также к ней относится и луна, лунная сила, но не вообще и не любая, а луна убывающая (да-да, лунный серп, который становится все тоньше и острее на убыли) и луна темная, полностью скрытая от глаз. Три дня новолуния – а в году это еще и переломное время Карачуна, зимних святок, масленицы - время Марены, пора завершения, обнуления, перерождения. Когда завершают и закрывают дела/счета/долги/проекты/затеи/отношения – старые, с которыми не получилось, не заладилось, чтоб расчистить дорогу новым возможностям.
А еще – Мара и первый снег, и на санках с горы, и снежки, и снежные бабы со снеговиками. И морозный пьянящий воздух. И головокружительная высота. И сбившееся от восторга дыхание, когда на лыжах катишься вниз. И когда замирает сердце, пропуская удар, и внутри все сжимается, а ты паришь, и над головой раскрывается парашют. Или не раскрывается, тоже бывает…
Мужчин – многих, но конечно не всех – как магнитом Мара притягивает, возможностью пройтись по самому краю, заглянуть в бездну небытия – и остаться живым, но только это «живым» ощущаться будет совсем-совсем по-другому, после такого опыта. Мир расцветает новыми красками, по жилам струится чистый адреналин, и вот оно, биение жизни, яркое как никогда, ощущение мига над пропастью – и спасение. И Марена не прочь поиграть, скажем прямо. Но игра будет честной, Мара поставит вопрос или-или. Кому-то потом несдобровать, если с дурной головы понесло во все тяжкие. А кому-то, кто честно поставил на кон свою жизнь, не ерундой считая ее, но вполне достойной ценой за мечту – быть покорителем Эвереста. Открыть новые земли – или новые рубежи где-то там, в далеком открытом космосе.
Всякий раз, когда нас прижимают к стене обстоятельства, когда мы понимаем, что вот все, последний рубеж, некуда дальше, нечего исправлять, не за чем приспосабливаться, можно только разрушить, поднять свой личный бунт против всего, что нас гнет и корежит – мы, даже сами того не зная, обращаемся к силе Марены. И мужчины, кто выбирает стезю воина, берет оружие в свои руки – приобщаются к ней, к ее силе. Пусть и Перун со Сварогом воинам покровительствуют, но любая рука, несущая смерть, воплощает веление Мары.
Вот и боятся люди, не помнящие корней, посмертных страданий, неизвестности посмертного бытия, а сами – кто играет со смертью с дурной головы, кто решается совершить невозможное, только б еще раз прикоснуться к неведомому, еще раз ощутить на щеке дыхание небытия – и выиграть в этой игре, вернуться. Идут по канату над пропастью. Покоряют вершины. Переплывают бурлящие реки. Отправляются в ночь, в экспедиции, или в тыл врага. Укрощают диких зверей. Оперируют пациентов. Проходят по краю. По грани. Идут стезей Мары. Ищут людей, встреча с которыми их преобразит, буквально «уничтожит» прежнюю личность, перевернет представление о себе, о мире вокруг с ног на голову – или наоборот. Мы люди, нам нужно меняться, иначе жизнь теряет свой смысл. И сила преображения, разрушения старого, уничтожения старого, дабы расчистить дорогу – это Мара. Марена.
Дни Марены:
Ночь Карачуна (самая длинная ночь в году, ночь зимнего солнцестояния, 20/21 или 21/22 декабря): Время, когда Марена и Велес предстают в разрушительных ипостасях, момент обнуления времени, ухода и окончательного разрушения старого.
Второй Щедрец, 31 декабря, вечер Маланки: Марену приглашали в дом и принимали как дорогую гостью. Ею могла оказаться любая незамужняя девушка, которая приходила "маланковать", т.е. с ритуальными песнями и пожеланиями. Вечер своеобразной проверки, когда хозяева дома старались не только хорошо гостей принимать, но и показывали, что в семье и в хозяйстве полный порядок, что дети воспитаны и присмотрены, а муж и жена с уважением и любовью друг к другу относятся - и старый закон соблюдают, по которому в этот вечер принимают и явьих, и навьих. Уважь к навьим родичам, то есть умершим, выражалась в ритуальной еде (кутья, колево) и приглашении в дом, согреться и разделить трапезу.
14 февраля, день перед Зимобором: День принесения благодарности Маре за удачное прохождение зимы - зимы как проверки на прочность, периода размышлений и решений, связанных с будущим. В этот день мы принимаем свой путь, свой выбор, сделанный на Велесовых святках, и отпускаем остальные сферы жизни. Вместе с требами – просим Марену забрать у нас то, что мы решили оставить в прошлом.
13-19 марта, Масленица/Комоедица, проводы Мары-зимы: Проводы зимы идут всю неделю перед весенним равноденствием. Мару провожают с уважением и гостинцами, и даже сжигая на костре ее чучело - не нарушают этим действием установленного порядка. Огонь - всегда считался способом перехода, а на Масленицу - этот огонь еще и закликал приход рассвета, светлого времени года, "мужского", время зимы окончательно подходило к концу. Вместе с изображением/чучелом Мары в огне сжигали то, от чего хотели избавиться, отправить таким образом в Навь.
16 августа, Хлебный (ореховый) спас: Совместный праздник Велеса и Марены - в "светлых" (светлого периода года) ипостасях. Марена- ведунья, которая видит и помогает разобраться с прошлым, настоящим и будущим. Время сброса неудач, заготовки и зарядки амулетов на зимний, "темный" период года.
31 октября / 1 ноября, Марьина ночь: Мара, Марена-зима, метелица, принимает ключи колагода. Завершение осени как времени перехода от лета к зиме. Ведьмина ночь, когда после правьего времени, мужского времени, начинался зимний отсчет, женский. Кроме того, решаются дела с долгами этого года: или предъявлять их к взысканию или прощать, но незакрытых долгов оставлять "на потом как-то решу" нельзя. Далее, в течение следующих трех дней после Марьиной ночи, непрощенные долги взыскивают с должников.
Требы Марене
Чаще всего - это свежие цветы, классически - розы. Нравятся Марене и лилии, особенно белые. Зеркала в красивой оправе, серебряные украшения, натуральные камни, кристаллы - тоже хороший выбор. Но следует понимать, что для Марены наше понятие о дорогом и драгоценном не так уж важно. Это где-то у нас, в наших человеческих представлениях, крепко засело, что чем грандиозней затеянное, тем дороже оно обойдется. Не станет Марена требовать, чтоб вы достали последние деньги и купили нечто из ряда вон дорогущее и помпезное. А вот эстетика, красота, изящество вещи - еще как важны. И форма преподнесения. И даже ваш внешний вид, он показывает ваше личное отношение к дарам и к Марене, и если кто другой из богов с пониманием отнесется, то не она, имейте в виду.
Места принесения треб - кладбища и перекрестки обычные (т.е. не кладбищенские). Время для треб - не обязательно темное, даже наоборот, в темное время, после заката - это для тех, кто уже давно с Мареной работает и обвыкся.
При работе с тяжелыми поражениями требы другие. Но для этих случаев у практикующих есть свои договоренности с Марой, в каждом случае разные. Бывает, и жизнью жизнь откупают. Однако в этом обзоре мы касаться этих вопросов не будем.
Общий совет - заранее поинтересуйтесь, что принести в виде треб. А кроме того, и купите заранее, это может оказаться не самым простым делом. С требами для Марены часто бывает, что не так сам подарок дорог, как тяжело и хлопотно именно такой раздобыть. Или вот еще вчера точно было, а вы сегодня пришли - и уже этого нет, и хоть расшибись в лепешку. Учитывайте и готовьтесь тщательно. Марена оценит - и точность, и подготовку, и расхлябанность с раздолбайством.
К слову, требой Марене может оказаться и нечто, что лично вы сами создали (ювелирное изделие и бижутерия вашего изготовления, рисунок), и даже не всегда материальное (стих, рассказ, действие). Однако учтите, что дар - это ваше отношение, а значит, он должен быть достойным и по форме, и по содержанию.
И отдельно еще скажу вот о чем. Мара не темная сущь, которым носят откупы на перекрестки и от которых надевают побольше защит, чтоб если вдруг чего – не увязались. И не лютый голодный зверь или болячка какая заразная, даже не думайте в эту сторону. Марена – родная богиня, такая же, как другие родные боги. Да, с особой шкалой ценностей, с особым характером, с особыми интересами, она иначе смотрит на жизнь и смерть. К слову, у всех богов шкала ценности иная, отличная от человека, а к иной шкале ценностей Мары еще добавляется и естественный страх человека перед смертью. Но. Ей требуется не страх ваш или дрожащие ваши коленки, а понимание, осознание и уважение. И да, можете к ней обращаться и в «особые женские дни» (КД). Да, вы можете у нее попросить совета, если вопрос относится к ее сфере и тщательно был обдуман. Да, она бывает и покровителем – но редко у новичков от магии, все же работа с ней предполагает определенную силу и опыт.
А вот чего точно не стоит делать, так это являться с требами или работать «после вчерашнего» или в состоянии ИСС, одетыми кое-как, неподготовленными к работе. Требы носить «по пути», между делом. Мужчинам не стоит брать с собой нож (разве что он нужен в конкретной работе). Если привыкли и не хочется расставаться – отложите на землю, в сторонку, и только потом приступайте. И точно не стоит относиться к дару жизни, как к какой-то ерунде несусветной, особенно, если требы или работа каким-то образом связаны с этим.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]