Определенное место в системе верований тюркоязычных народов Дагестана занимала магия в области взаимоотношений между полами (любовная магия). Устойчивое бытование любовной магии в прошлом крупный ученый С.А. Токарев объясняет, прежде всего, подчиненным положением женщины в обществе, когда женщина «очень редко могла выражать
свои чувства и еще реже свободно распоряжалась своей судьбой» . Это положение С.А. Токарева о причинах бытования любовной магии у восточных славян можно применить и к тюркоязычным народам Дагестана.
По народным представлениям любовная магия могла вызвать как влечение, так и ненависть. Так, например, для привлечения любимого человека кумычка прибегала к различным магическим средствам, первое место среди которых занимал так называемый «сюйдум таш» (любовный камень), который якобы падает с неба вместе с градом. Этот мягкий камень, растертый особым способом в порошок, применялся с питьем или пищей для мужчины, которого женщина желала привлечь. Приготовление этого «средства» сопровождалось заговором:
«Чтобы ты полюбил меня так, чтобы без меня не мог жить, чтобы мы соединились в одно целое и жили, как две влюбленные птицы»
У дагестанских терекеменцев одним из распространенных средств для привлечения любимого человека являлся так называемый «минжаг» (коралл), который слегка растирали в
порошок и, растворив в воде, давали пить тому, кого женщина хотела приворожить . Существовал и другой способ ворожбы, связанный с кораллами. Коралловое ожерелье
(ширли минжаг) опускали в воду, а затем давали выпить возлюбленному.
У дагестанских азербайджанцев для привлечения любимого использовали косточки от вишневого варенья. Сорок вишневых косточек сжигали в костре и при этом приговаривали:
«Недже бу тумлар отта янаду олса, сенюн (имя любимого человека) урегю турюк менен еле янсун» (Как горят эти косточки в огне, чтобы так твоя душа (называли имя возлюбленного) металась без меня).
У ногайцев в любовной магии использовали волосы, обрезки ногтей, одежды, нитки, наперстки, иголки. С целью приворота ногайки заговаривали у муллы кусочек хлеба, который затем незаметно давали съесть любимому.
Кумычки считали действенным средством в любовной магии воду, которой совершали омовение перед намазом (молитвой). Полагали, что если девушка напоит парня этой водой, то он якобы обязательно в неё влюбится.
В любовной магии тюркоязычных народов Дагестана часто использовалась шерсть домашних животных, кости диких зверей, земноводных, перья птиц.
Дагестанские азербайджанки верили, что перо птицы дараг баш (дятел) укрепляет семейные узы. Считалось, что если жена дотронется до мужа пером этой птицы, то он никогда не уйдет из семьи.
Кумычки сильным средством для привлечения любимого считали кость лягушки. Живую лягушку помещали в ящичек из сырой глины с маленькими отверстиями с разных сторон. Ящичек ставили на муравейник. Как только лягушка погибала, муравьи поедали ее, оставляя одни косточки. Из них женщина выбирала косточку в форме вилки. Считалось, что
если этой вилочкой она зацепит одежду любимого человека, то этим она вызовет ответное чувство. Наши информаторы полагают, что подобные свойства якобы имеет и вилкообразная косточка, извлеченная из тушки летучей мыши. По мнению кумыков, магическим свойством обладала и лягушачья кожа. Считали, что если содрать с древесной лягушки кожу и сжечь её, а затем подбросить любимому человеку, то он якобы обязательно влюбиться в того, кто это сделал. Кумычки с целью приворота использовали и хвост белки (атъялман). Считалось, что если девушка дотронется беличьим хвостом до парня, то он якобы влюбиться в неё.
Помимо любовной магии существовали и магические приемы для уничтожения любви,сеяния раздора между мужем и женой.
Тюркоязычные народы Дагестана верили, чтобы разлучить любящих может волк, точнее его глаз (бёрю гёз), альчик, жир.
У кумыков полагали, что если между мужем и женой пронести волчий глаз, воду и огонь, то они возненавидят друг друга.
У дагестанских азербайджанцев считалось, что любящих можно разлучить, если пронести между ними волчий глаз или обмазать их волчьим жиром.
У дагестанских терекеменцев, чтобы разбить семью, проносили между супругами волчий сустав (альчик), при этом приговаривали: «Биривиз гурд олсун, биринизде ит олун, бир бирбиринизлэдисзип» (Один волком пусть станет, другой – собакой, чтобы друг друга загрызли).
У ногайцев, чтобы разлучить мужа и жену, рассыпали между ними пепел волчьей или собачьей шерсти . Верили, что с помощью магии можно нанести вред и на расстоянии. В этом отношении очень характерен прием «нанесения вреда» ненавистному человеку (чаще всего женщине сопернице), расправляясь с его изображением.
У кумыков для этого делалась особая кукла «халмач» из курдючного сала. У ненавистного человека похищали клочки одежды, прядь волос. Из всего этого изготовлялась одежда и прическа для куклы. Таким образом, кукла как бы становилась подобием этого человека и
называлась его именем. В голову куклы вбивали гвоздь, в туловище втыкали иголки или колючки растения – держидерево. Считалось, что вред, нанесенный кукле, отразится на состоянии того человека, которого изображает кукла. Потом кукла закапывалась в землю в том месте, где чаще всего бывал этот человек. При этом произносился заговор: «Чтобы ты высох, пропал так же, как эта кукла». Разновидностью халмача была и «этне» .
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] #